Профориентация: профессия УЧИТЕЛЬ
Познакомьтесь с профессией учителя, подумайте, может и выберите для себя. Учитель… Это особая профессия. Учитель – это профессия вне времени и вне моды. Он всегда на виду, учитель много значит для каждого из нас. В школе проходит 11 лет жизни каждого из нас, и навсегда остаются в памяти имена тех, кто нас учил математике и истории, русскому языку и физике, географии и английскому языку и др.
Учитель передаёт свои знания ученикам, развивает их личности, занимается воспитательной работой. Эта профессия требует всесторонних знаний. Учитель – профессия публичная и творческая.
Существует она давно. Профессия педагога — одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома.
Первый «Лицей» (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий — школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово «схоле» (досуг, отдых), от которого и произошло слово «школа». Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. При монастырях открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросло. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть своей жизни…их ученики.
Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель – это, гораздо больше, чем профессия. Учитель – это, состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.
Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней.
Выбор профессии учителя определяется особенностями личности, склонностями, взглядами и убеждениями:
— это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
— стремление жить активно, в вечном движении;
— тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
— это умение находить счастье от той пользы, которую приносишь детям, людям (растишь личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
— и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых воспитываешь.
Учреждения, где можно получить профессию учителя: педагогические училища, колледжи, педагогические высшие учебные заведения.
Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство — когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.